Такие дети постоянно в движении – крутятся, суетятся, кричат. Что-то хватают, бросают, на замечания не реагируют. Им сложно усидеть на месте, на чем-то сосредоточиться, довести начатое до конца. И дело не в плохом воспитании, а в болезни. Что скрывается за аббревиатурой СДВГ и поможет ли при этом диагнозе гомеопатия?

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическое расстройство, вызванное нарушениями в работе мозга. СДВГ никак не влияет на когнитивные способности – он не делает людей слабоумными, не искажает их речь, не отнимает память. Но все, у кого есть синдром, бесконечно невнимательны, излишне эмоциональны и нетерпеливы. СДВГ проявляется в детском возрасте и страдает им, по разным данным от 2,2 до 18% детей. В США, как указывает Американская психиатрическая ассоциация, этот синдром диагностируется у 5% школьников. Сколько гиперактивных учеников в нашей стране, точно никто не знает. Но в Москве, как показало исследование профессора Н. Н. Заводенко, признаки СДВГ имеются у 7,6% детей. Причем, у мальчиков он встречается в 2 раза чаще, чем у девочек (1).

Причины синдрома

Откуда берется СДВГ?

  • В 50% случаев это наследственное заболевание (2). Из-за дефекта нескольких генов в мозге вырабатывается меньше дофамина – вещества, управляющего процессами торможения. И больше норадреналина, провоцирующего избыточное возбуждение. «Вылечить» гены, конечно, нельзя. Но обратиться к генетику при подозрении на СДВГ нужно обязательно. Он установит точную природу расстройства и скорректирует назначения.
  • Дефицит в организме магния и таурина – еще одна из возможных причин развития синдрома. Эти вещества активно участвуют в обменных процессах, и их нехватка приводит к дисбалансу в системах торможения и возбуждения. Как показывают исследования, при дополнительном приеме 200 мг магния в день эмоциональное состояние и поведение детей с СДВГ становится лучше (3, 4).
  • Отравление токсичными веществами также может привести к гиперактивности. Среди таких веществ – не только суперопасный свинец (в наш организм он попадает, например, при вдыхании выхлопных газов), но и некоторые ароматизаторы, пищевые добавки, красители и консерванты (5). А вот сахар, о котором говорили как о провокаторе СДВГ, ученым удалось реабилитировать. Контролируемые исследования не подтвердили какой-то связи между его потреблением и гиперактивностью. А влияние на способность концентрироваться, удерживать внимание посчитали «неоднозначным» (6, 7, 8).
  • Внутриутробная гипоксия и другие осложнения во время беременности и родов – тоже частая причина СДВГ. Нередко такие проблемы подстерегают крупного или большеголового ребенка, родившегося при затяжных или, наоборот, стремительных родах.
  • И, конечно, сильно влияние семьи, в которой воспитываются дети. СДВГ может развиться у тех, чьи мама и папа «не смотрят в одном направлении» – дают разные установки, требуют разного, иногда даже противоположного, и ребенок не понимает, кого ему слушать и на чем сконцентрироваться. Алкоголь, наркотики в семье, криминальное окружение также могут спровоцировать и усилить проявления синдрома (1, 2).

Влияние на появление СДВГ гаджетов, травм, анестезии, инфекционных заболеваний пока изучается.

Симптомы СДВГ

Первым, кто описал ребенка с этой патологией, был немецкий психоневролог Генрих Хоффман. Непоседа Фил в его стихотворении ни секунды не может усидеть на месте. Во время обеда он качается на стуле и не реагирует на замечания старших. Все кончается тем, что Фил падает, роняет стол и разбивает дорогой сервиз. Папа кричит, маменька хватается за сердце… Произведение было написано больше 150 лет назад. И хотя врачи с тех пор многое узнали о причинах заболевания и усовершенствовали диагностику, список симптомов СДВГ не изменился. Они те же, что когда-то обнаружил Хоффман у своего «универсального пациента» Непоседы Фила:

  • гиперактивность,
  • импульсивность,
  • невнимательность,
  • тотальное непослушание,
  • сложности в межличностных отношениях,
  • трудности с обучением, организацией задач и активностей.

Какие-то симптомы у конкретного ребенка проявляются сильнее, какие-то слабее. Встречается даже синдром невнимательности без гиперактивности. Но, как бы то ни было, заболевание отражается на всех сферах жизни. И особенно заметно это становится, когда дети идут в школу.

Кстати, к 7 годам ребенок с СДВГ чаще еще бывает к ней не готов. Он «считает ворон» на уроках, без конца отвлекается. Может залезть под парту или начать бегать по классу, не обращая внимания на замечания учителя. Принимается за одно задание и перескакивает на другое, ничего не доделав до конца.

У него возникают сложности с чтением, счетом и письмом. Но не потому, что он какой-то глупый и несообразительный, а из-за нарушения восприятия. Дети с этим синдромом могут трудиться, не отвлекаясь, 5–15 минут. Дальше их мозг ненадолго «отключается», аккумулируя энергию для следующего этапа. Непоседа любит что-то подолгу рассказывать. Но слушать его невозможно: он перескакивает с одной темы на другую или пускается в сбивчивые, никому не понятные объяснения. У детей с СДВГ часто бывают тики, навязчивые движения. Нервничая, они нередко они грызут ногти. То и дело натыкаются на углы, набивают синяки и шишки. Им сложно даются упражнения на баланс и координацию – например, стояние на одной ноге или прыжки через скакалку. Ребенок с СДВГ плохо ладит со сверстниками. Часто он отстает от них в психическом развитии, при этом хочет командовать, руководить, а это не всем нравится. Отталкивает друзей и его импульсивность, возбудимость, агрессия, бесконечная перемена настроения. Отношения со взрослыми тоже складываются непросто: наказания на него не действуют, а похвалы не мотивируют. Чтобы непоседа стал себя лучше вести, поощрение должно быть ну очень весомым.

Методы диагностики

Поскольку диагноз «СДВГ» – поведенческий, его нельзя поставить только лишь по анализу крови или результатам инструментального обследования (КТ, ЭКГ, МРТ). Да, биохимический скрининг обязательно делают – берут кровь на глюкозу, магний, железо и другие микроэлементы, даже свинец. Проводят ЭЭГ, ультразвуковую допплерографию, генетические исследования. Кроме того, врачи…

  • беседуют с ребенком и его родителями, педагогами, родственниками (симптомы СДВГ должны проявляться регулярно и в разных ситуациях. Если ребенок бегает, когда гостит у бабушки, а дома ведет себя спокойно, то это, скорее всего, не СДВГ);
  • выполняют неврологический осмотр, в том числе с применением методики NESS (Neurological Examination for Subtle Signs) и теста Лесны для оценки тонкой моторики,
  • проводят тесты для оценки внимания и других психических процессов (кольца Ландольта для исследования произвольного внимания и оценки психомоторной деятельности, оценка интеллекта с помощью модифицированной шкалы Векслера, психофизический тест TOVA для оценки уровня внимания и другие),
  • анализируют уровень тревожности.

И уже на основе собранных данных выносят вердикт (2).

Есть ли у вашего ребенка СДВГ?

Пройдите тест для оценки

Важно! Результаты теста не являются диагнозом. Необходимо обратиться к врачу

Шкала оценки СДВГ

Отметьте чек-бокс, который наилучшим образом описывает поведение ребёнка в течение последней недели:

Никогда или редко Иногда Часто Очень часто
1. Не может сосредоточиться на деталях или делает небрежные ошибки при выполнении школьных заданий
2. Постоянно перебирает руками или ногами либо ерзает на стуле
3. Испытывает трудности с поддержанием необходимого уровня внимания на игровых и бытовых видах деятельности
4. Покидает своё место во время урока или в других ситуациях, когда полагается оставаться на своем месте
5. Создаётся впечатление, что не слушает обращённую к нему речь
6. Бегает или пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо
7. Не следует инструкциям или не доводит работу до конца
8. Не может тихо, спокойно играть или иным образом проводить свое свободное время
9. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности
10. Всегда в движении или действует, как будто «с моторчиком»
11. Избегает выполнения задач (напр. учёба в школе и выполнение домашних заданий), требующих продолжительных мыслительных усилий
12. Слишком много говорит
13. Теряет вещи, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности
14. Начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца
15. Легко отвлекается
16. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
17. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
18. Перебивает других людей или мешает им
1. Не может сосредоточиться на деталях или делает небрежные ошибки при выполнении школьных заданий
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
2. Постоянно перебирает руками или ногами либо ерзает на стуле
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
3. Испытывает трудности с поддержанием необходимого уровня внимания на игровых и бытовых видах деятельности
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
4. Покидает своё место во время урока или в других ситуациях, когда полагается оставаться на своем месте
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
5. Создаётся впечатление, что не слушает обращённую к нему речь
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
6. Бегает или пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
7. Не следует инструкциям или не доводит работу до конца
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
8. Не может тихо, спокойно играть или иным образом проводить свое свободное время
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
9. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
10. Всегда в движении или действует, как будто «с моторчиком»
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
11. Избегает выполнения задач (напр. учёба в школе и выполнение домашних заданий), требующих продолжительных мыслительных усилий
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
12. Слишком много говорит
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
13. Теряет вещи, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
14. Начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
15. Легко отвлекается
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
16. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
17. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто
18. Перебивает других людей или мешает им
  • Никогда или редко
  • Иногда
  • Часто
  • Очень часто

Общий результат:

Получить результаты

Адаптированная шкала оценка тяжести синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Пол Легкая степень Средняя степень Тяжелая степень
Мальчики 26-34 баллов 35-43 баллов 44-54 баллов
Девочки 26-34 баллов 32-40 баллов 41-54 баллов

Лечение СДВГ

Чтобы получить хороший результат, в длинном марафоне под названием «лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности» должны участвовать не только дети, но и все их окружение. Родители, учителя, родственники, знакомые. И сразу несколько специалистов (невролог, психиатр, психолог, педагог).

  • Ребенку «прописывают» когнитивно-поведенческую терапию.
  • Рекомендуют диету с большим количеством белка, овощей и круп.
  • В зависимости от результатов биохимии назначают витамины. Почти всегда рекомендуют прием магния, витаминов D и группы В и омега-3 жирных кислот.
  • Для родителей проводят обучающие программы. Папе, маме, бабушкам объясняют, что улучшение состояния зависит от хорошего климата в семье и доброго, спокойного отношения к ребенку. Ценный совет дает детский невролог, профессор Н. Н. Заваденко: «В воспитании ребенка с гиперактивностью следует избегать двух крайностей – чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить» (9).
  • Иногда ребенку назначают стимуляторы центральной нервной системы и антидепрессанты. Правда, у таких лекарств немало побочных эффектов, и специалисты прибегают к ним только в самых крайних случаях.

Для лечения СДВГ также используют фитотерапию, массаж, акупунктуру, рефлексотерапию. И гомеопатические препараты – по мнению швейцарских исследователей, они даже могут стать неплохой альтернативой стимулятору ЦНС метифенидату, который часто используют для коррекции симптомов СДВГ (10). Улучшению внимания, снижению гиперактивности и импульсивности способствует одновременный прием двух натуральных лекарственных средств – спазмолитика и природного ноотропа Магнезия фосфорика С9 (Буарон) и сосудистого адаптогена, антиоксиданта Арника монтана С9 (Буарон).



Список использованной литературы:
  1. Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Молчанова И.Н., Фомина А.Г., Чупак Э.Л., Шанова О.В., Арутюнян К.А., Бойченко Т.Е. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие. – Благовещенск, 2009.
  2. Руководство по детской неврологии под ред. В. И. Гузевой. 3-е издание. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009.
  3. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/9368236/#full-view-affiliation-1
  4. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33865361/
  5. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22176942/
  6. https://colab.ws/articles/10.1542%2Fpeds.88.5.960
  7. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21904085/
  8. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30257225/
  9. https://gpmu.org/userfiles/file/%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8,%20%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/giperaktivnost.pdf
  10. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11680802/

Имеются противопоказания.
Необходимо получить консультацию специалиста.